ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ | 25-07-2024 |
"Никогда у немцев не будет таких же хороших школ, как те, что уже долгое время существуют в Италии", - изрек в свое время Кванц. Музыканты обычно оказываются плохими пророками -они слишком мало знают свое прошлое, чтобы верно предсказывать будущее. Сегодня у нас более широкий диапазон, чтобы охватить музыку XVIII столетия. Это не гарантирует, однако, непогрешимости суждений - таковые не существуют в вопросах искусства; но мы по крайней мере в состоянии на досуге анализировать суждения или, вернее, эдикты энциклопедистов.
До такой ли уж степени французская музыка была достойна сожаления? Стояла ли итальянская музыка той же эпохи действительно выше ее? Заслуживала ли музыка Баха и Генделя такого пренебрежения?
"Поэту — творить поэзию, музыканту - создавать музыку, и лишь философу принадлежит право основательно говорить о той и о другой". Такова освященная сентенция. Мы видели, как основательно Руссо и энциклопедисты судили о французской музыке. И если великие философы доходили до такой степени преувеличения в своих суждениях, то что же можно ожидать от критиков, чья литературная квалификация или музыкальное образование недостаточны, чтобы оправдать их существование как критиков?
В письме по поводу "Омфалы" Гримм говорил, что нация своим вкусом к хорошей музыке обязана философам и литераторам. Я готова верить, что энциклопедисты своими знаменитыми сражениями действительно пробудили интерес к музыкальному искусству, но светильник их бросил на французскую музыку больше копоти, чем света.
Смотрите также: Французские влияния на клавирную музыку БахаВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ Первый танец молодоженов Музыка в голове |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).