• Дима Селин: Другая сторона фотографии...     
  • Бальные танцы...    
  • Традиция в интерпретации старинной музыки...    

танцы:
Танец живота

танцы:
Ирландские танцы

искусство:
День художника

СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО

09-06-2017

Однажды некий историк музыки сказал мне: "В любую эпоху злоупотребление новаторами силой звучания встречало осуждение. Радетели прошлого не осознают того, что в постепенном усилении звучности заключен один из главнейших, если не самый существенный, элемент музыкального прогресса". Мне давно была известна эта широко распространенная теория, но я впервые услышала столь ясную и точную ее формулировку.

Однако в различные времена всей нашей истории утонченность музыки предыдущих эпох превозносится, а сила и грубость современной - порицается. Лафонтен критиковал Люлли за шумность его опер. Приверженцы Рамо видели в Глюке немца, приехавшего во Францию, чтобы загубить ее слух нескончаемой трескотней. "Со времен взятия Бастилии, — говорит Гретри в своих "Мемуарах о музыке" ("Memoires sur la Musique"), — музыка производится лишь канонадой". Берлиоз оказался блудным сыном, который, пометав в свое время громы и молнии, поднял-таки голос против злоупотреблений, совершаемых певцами и композиторами; он потребовал даже введения старого китайского закона, по которому неоправданное обращение к тамтаму каралось смертью. "Имея громкую глотку, трудно думать о тонких предметах", - считал Ницше. А Гуно заметил: "Добро не производит шума, а шум - добра".

При всем своем враждебном отношении к экспансии звучности современная музыка, однако, превосходит в этом отношении старинную. Но, коль скоро звуковая мощь признается одним из существенных элементов нашей эволюции, зачем приуменьшать ее, чтобы втиснуть в узкие рамки прошлого? Почему бы не воздать должное за наш прогресс и наши успехи старинным мастерам?

Однако, пожелай мы ради исторической точности оставаться верными аутентичным звучаниям, нам надлежало бы только постепенно умерять силу звука пропорционально удаленности исполняемого произведения во времени.


Смотрите также:
 Элизабет Стивенс
 Первый танец молодоженов
 ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ
 Оркестр XVIII века
 ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в галерее:

Сегодня читали:

Цитаты:

"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).

Подробнее