СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО | 29-11-2024 |
И подумать только, все приверженцы прогресса глубоко убеждены, что Гайдну и Моцарту бесконечно польстило бы, услышь они свои произведения усиленными громоподобными звучаниями - плодами нашей безудержной эволюции!
Тенденцию к увеличению громкости мы замечаем только к концу XVIII столетия. Хорошо известен анекдот о Керубини. Узнав о смерти одного из своих инструменталистов, он презрительно хмыкнул: "Маленький звук!" Правда, и ему пришлось выслушать резкий упрек по поводу одного из его произведений -"Пышные похороны генерала Хоше", - которое было слишком шумным. Бонапарт сказал ему: "У вас слишком много шума -истинная скорбь не кричит". Позже, во времена расцвета романтизма, мы застаем Шопена пишущим из Вены: "...для здешней публики, привыкшей к пианистам, сокрушающим инструменты, я играл слишком тихо, вернее, слишком неясно. Ожидаю этого упрека и в газетах, тем более что дочь одного из редакторов страшно колотит по инструменту"!.
Роберт Шуман в письме к Кларе писал: "Искусство, как его культивируешь ты. да и я часто, когда сочиняю за фортепиано, эту прекрасную сердечность, я не отдам за все его великолепие. - здесь есть некая мишура, и, пожалуй, ее слишком много".
Сила звучности не есть ни достоинство, ни недостаток по той простой причине, что в музыке количество звука вешь вполне второстепенная. Значение имеет его качество и разумное употребление. Находить нашу музыку более высокой потому, что она богаче громкими звучностями, - все равно что утверждать, будто современная живопись выше картин Ватто или Рафаэля, поскольку в них нет буйства красок. Нет! Громкость в такой же степени показатель прогресса, как и упадка. Она тесно связана со вкусом и эстетическими концепциями данного поколения или, скажем короче, со стилем эпохи.
![]() | Смотрите также: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).