Традиция в интерпретации старинной музыки | 24-06-2024 |
На сей день существует, за редким исключением, лишь два способа интерпретации старинной музыки. Ее либо вливают в современную форму, меняя движения, динамику и преувеличивая экспрессию, либо она исполняется в так называемом традиционном стиле - то есть тяжеловесно, приглушенно и монотонно. Публика, не имеющая возможности почувствовать красоту произведений, исполненных подобным образом, взирает на эти хладные останки и думает: "Это же и впрямь мертвецы. Почему не оставить их почивать в мире?" Если приходится выбирать из двух таких видов интерпретации, то первый, несомненно, предпочтительнее — он меньше вызывает зевоту!
Так называемые традиционалисты гордятся тем, что сообразуются с указаниями, данными старинными авторами, игнорируя при этом тот факт, что смысл этих знаков и динамика изменились. Те же традиционалисты особо подчеркивают, что они ничего не добавляют к старинным произведениям. Но это тоже совершенно неверно.
Бах наверняка не узнал бы своей музыки, получающейся такой жидкой и костлявой, будь она исполнена скрупулезно точно, как написано, со слепым почтением. Далекий неясный бас, оставленный нерасшифрованным, похож на калеку с костылями, движущегося в пустоте. Даже когда оркестровые партии удвоены или утроены, тот же общий эффект остается — музыка недоразвита, поскольку места, требующие заполнения аккордами, поручаемыми аккомпанирующему клавесину, зияют пустотами.
В XVII и XVIII веках исполнителям и дирижерам предоставлялось больше свободы, нежели сегодня. Авторы редко выставляли обозначения темпов и другие исполнительские указания -они полагались на вкус художника. Даже Вебер считал, что чрезмерное количество указаний делает пьесу похожей на карикатуру.
Смотрите также: ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ Асадова Сабина СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО TUSKA-2011: ТРИ ДНЯ БЕТОНА И МЕТАЛЛА Первый танец молодоженов |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).