Традиция в интерпретации старинной музыки | 08-01-2025 |
В своих предисловиях Кунерен советовал не менять ни единой ноты, ни единого украшения; он учил нас также тому, как интонировать клавесин, добавляя, однако, при этом, что встречаются и такие музыканты, коим вовсе не нужны все эти советы, поскольку они одинаково плохо играют на любом инструменте.
Муффат продемонстрировал, насколько важным было точное исполнение орнаментики Люлли и знание его темпов. Виадана в своих советах органистам настоятельно просил их внимательно следить за певцами, которые, "прекрасно зная все возможности своего гибкого горла, не дают себе труда точно сообразовываться с текстом — они изменяют мелодию и выходят за границы написанной музыки". когда высмеивали "трррраааадииию", поскольку этим словом обозначают часто не что иное, как собрание освященных временем ошибок или капризов, завещанных каким-нибудь знаменитым исполнителем и слишком серьезно воспринятых школьными учителями. Во все времена было и будет немало педантов, для которых в соответствии с их собственными правилами исполнение крошечного переходика дороже всех красот искусства. Они редко по-настоящему образованны, это лжеученые, они принадлежат к той категории людей, от которых Глюк приходил в отчаяние и о ком гласит одна индийская пословица: "Легко сговориться с невеждой, еще легче - с ученым; но сам Брама не сумеет сговориться с человеком, у которого крупица знания раздула глупую спесь".
Жак-Далькроз высмеивал единообразие, творимое во имя мнимой традиции и обычно применяемое к Баху; но, увлекшись этой темой, он дошел до утверждения, будто истинный художник не нуждается, да и не должен заботиться о свидетельстве, почерпнутом из истории, поскольку "исполнительская гениальность — это самозабвение".
![]() | Смотрите также: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).