Оркестр XVIII века | 27-07-2024 |
В XVIII столетии обычный оркестр состоял примерно из 40 музыкантов для оперы и 20 - для концертов. Оперу польского короля в Дрездене, которой руководил знаменитый Хассе, Руссо считал самой многочисленной по количеству музыкантов, наилучшим образом обставленной и составлявшей наиболее совершенный ансамбль - здесь было 39 инструменталистов, 2 пульта для труб и литавр и 2 клавесина. Деревянные духовые присутствовали в той же пропорции, что и струнные.
В Академии музыки Страсбурга в 1731 году на службе состояло 20 музыкантов: 6 скрипок, 1 альт, 2 виолончели, 1 контрабас, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы и дополнительно литавры.
При дворе Вильгельма Эрнста фон Саксен-Веймарского Бах имел в своем распоряжении 22 исполнителя, включая певцов, каждый из которых играл на одном, а порой и нескольких различных инструментах. К ним присоединялись 6 мальчиков-хористов, а для больших церемоний к придворным музыкантам добавлялись городские музыканты.
В письме от 23 августа 1730 года Бах сам устанавливает число певцов - 12 и инструменталистов - 18 (не считая органиста). Интересно обратить внимание на ту пропорцию, которую Бах сохраняет между певцами и инструменталистами, — он никогда не стремится сделать вокальные голоса доминирующими. Гендель, наоборот, всегда избегает того, чтобы голоса заглушались оркестром, хотя число его певцов и не превышает инструменталистов, орган он использовал более скромно, чем Бах.
В первой половине XVIII века Лабуассьер, государственный казначей, писал Меллье,организатору Академии музыки в Нанте: "Вы уже приступили к делу и нанимаете 24 музыканта; это очень много, если они хорошие. В нашей Итальянской академии их только 17".
Смотрите также: Французские влияния на клавирную музыку БахаЭлизабет Стивенс Blackfield Оттавио Пальмиери Чезари Рута |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).