ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ | 30-07-2024 |
Когда публика и даже музыканты говорят о старинной музыке, они обычно имеют в виду музыку XVIII века - на ум прежде всего приходит какой-нибудь менуэт, гавот или оперная ария, которая оправдывает их упрек в том. что композиторы того времени отличались поверхностностью.
Верно, композиторы XVIII столетия могут казаться поверхностными, но таковыми они стали в результате своей утонченности. Вместо того чтобы барахтаться в тинистой воде, они предпочитали порхать по поверхности. "Серьезное никогда не бывает грациозным, - говорил Вольтер, - оно не привлекает к себе, потому что слишком близко к суровому, а суровость отталкивает". Избытку возвышенных чувств они предпочитали бледные скользящие призраки, нежно овладевающие душой, мягкое изящество, красивые пикантные безделушки, нежные и веселые звуки, ласкающие слух. Они мирились с пленом, если их цепи были сплетены из цветочных гирлянд и не чувствовались слишком сильно. Бурям человеческого сердца они предпочитали веселье жизни, радость красоты или торжественность величественных зрелищ. "Страдание не зло", - говорят стоики. "Но и не великое благо, - как бы отвечает человек XVIII века. - Давайте же избегать его; не будем надоедать миру нашими страданиями и нашей печалью!"
Глюка упрекали за грубость, за отсутствие легкости и изящества, но больше всего за чрезмерное увлечение неистовыми акцентами и отчаянными страданиями. Предмет искусства - не одно лишь чувство, но и то удовольствие, которое сопровождает его. Недостаточно, чтобы переживание было сильным, - оно должно быть также и приятным. Лаокоон страдает, но на лице его нет гримасы. Моцартовские идеи полностью согласуются с этими постулатами.
Смотрите также: TUSKA-2011: ТРИ ДНЯ БЕТОНА И МЕТАЛЛАSONICSPHERE 2011 Оркестр XVIII века Чезари Рута Элизабет Стивенс |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).