ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ | 15-01-2025 |
Всякая почва истощится, если на ней долго возделывать одну и ту же культуру. Вероятно, эти бесконечные птичьи щебетания, эти сдерживаемые эмоции и приятные припевы начали надоедать. Публика, однако, осталась верной им и предпочитала, чтобы ее скорее щекотало все, что вызывает смех и нежную меланхолию, нежели поражало и волновало сильное чувство. Во всяком случае, именно это имел в виду Шиллер, когда описывал концертную публику своего времени, следуя экзальтированному романтическому стилю: "Предпочтение отдается всему нежному; как бы ни шумел зал, стоит лишь зазвучать какой-нибудь сентиментальной мелодии, как тут же устанавливается тишина. Тогда, как правило, на всех лицах появляется выражение чувственности, граничащее с животным; глаза наполняются слезами упоения, приоткрытые рты полны вожделения, сладострастная дрожь пробегает по всему телу, дыхание учащается — словом, налицо все симптомы опьянения".
С тех пор этим легким полуобморочным состояниям, этим ласкам и трепетаниям, описанным Шиллером как признаки отвратительного опьянения, хотя они едва затрагивали душу, будут противопоставлены сильные — настойчивые и пылкие -чувства. Экстравагантные, исполинские образы, страстные порывы, проявления восторга или взрывы негодования будут теперь предпочитаться точности, умеренности и благоразумию. Всегда неистовство, всегда пароксизм! Роковой шаг, отделяющий великое от смешного, уже не страшит - его делают смело, а порой идут и дальше.
![]() | Смотрите также: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).