ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ | 30-07-2024 |
Как сказал Дебюсси о "Ипполите и Арисии" в газете "Фигаро" от 7 марта 1908 года: "Почему не пожалеть об этой очаровательной манере писать музыку? Мы утратили ее, как и способность пойти по следам Куперена. Эта музыка избегала всякого многословия и была полна остроумия. Теперь же мы почти не смеем обнаружить остроумие из-за боязни потерять величие, ради которого мы лезем из кожи вон, и чаще всего безуспешно".
Действительно ли той музыке недоставало величия и мужественных акцентов? Не будем требовать от королевы, воплощения безыскусной и утонченной красоты, чтобы она поражала нас еще и силой своих мускулов и мощью поступи. Будем признательны ей за то, что она проследовала перед нами с величавостью и божественной грацией.
Ну а Бах? Он был исключением. Это предвестник, пророк, который провидел нашу эпоху и наши вкусы! Мнение, будто Бах, посвящая свои произведения Фридриху Великому и государям своего времени, тем не менее сочинял их в расчете на сегодняшнюю публику, является настолько общепризнанным, что я едва осмеливаюсь опротестовывать его.
Разве Бах не предвидел романтизма в своей Хроматической фантазии? Разве пламенный и бурный характер этой пьесы не предвещает Бетховена и целой вереницы гениев, последовавших за ним? Бюлов утверждал это со всей определенностью, да и другие великие музыканты провозглашали то же самое, а теперь это повторяется почти повсюду.
Смотрите также: Наталия Маргарета ФронталлиниФранцузские влияния на клавирную музыку Баха Первый танец молодоженов Традиция в интерпретации старинной музыки Спятил Чан |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).