ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ | 21-08-2024 |
Потерять голову в пламенном исступлении, но и заставить потерять ее других, сокрушив их сердца и фантазии, - таковы были новые веяния. Дух можно было перевести только на вершине. Грация, удовольствие, остроумие, спокойствие — все, что имело целью очаровать и успокоить, изгоняется. Напротив, в почете оказываются порывистый стиль и постоянная одержимость идеей величия и страдания. Тайное удовольствие стали доставлять демонстрирование ран и описания оставленных ими рубцов. Все преувеличивать и оглашать мир воплями отчаяния - вот что считалось теперь хорошим вкусом.
Люди деликатные сокрушались о порче вкусов, острословы иронизировали над поэтами, которые "в мирной тиши творят бури" и "сотни раз перьями своими вздымают горы пены".
После представления глюковской "Армиды" Лагарп писал: "Я отправляюсь в театр не для того, чтобы слушать вопли страждущего. Я жду выражения страдания, причем не отталкивающими средствами; я хочу, чтобы оно, проникая в мое сердце, ласкало слух и связывало прелесть мелодии с тем впечатлением, которое я получаю. Я желаю унести в своей памяти тихую жалобную гармонию, которая еще долго отзывалась бы эхом в моих ушах и вызывала потребность услышать ее еще раз. Если же я слышу только крики отчаяния или судорожные стенания, я могу находить их очень правдивыми - в сущности, столь правдивыми, что я больше не захочу их вспоминать".
Позже даже в Германии, где опера укоренилась наиболее легко, утонченные умы, такие, как, например, Гёте, не позволяв ли себе покорно подчиняться тирании страдания.
Смотрите также: Наталия Маргарета ФронталлиниСтиль СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО Первый танец молодоженов Юсиф Эйвазов |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).