• Дима Селин: Другая сторона фотографии...     
  • Бальные танцы...    
  • Традиция в интерпретации старинной музыки...    

танцы:
Танец живота

танцы:
Ирландские танцы

искусство:
День художника

Французские влияния на клавирную музыку Баха

09-04-2017

Хотя Бах не оставил после себя никаких теоретических трактатов, чтобы проинформировать нас о своих вкусах и пристрастиях, сами его произведения являются доказательством высокого мнения музыканта о французском искусстве. Дать полный перечень французских произведений, известных Баху, было бы нелегко, но благодаря Герберу мы знаем, что он восхищался Франсуа Купереном "Великим" и рекомендовал его произведения своим ученикам. Хотя Форкель и другие могли считать мысли Куперена бедными и лишенными силы, его пьесы содержат так много изящества, благородства и элегантности, так много мелодических красот и одновременно столько гармонических тонкостей, что они не могли не пленить автора "Хорошо темперированного клавира". И нет сомнения, что Бах должен был до конца оценить знание Купереном сокровеннейших возможностей клавесина.

Часто, например, встречается утверждение, что прием перекрещивания рук Бах заимствовал у итальянцев. Но существуют два различных способа перекрещивания рук. В Италии это был чисто технический эффект: в середине пьесы одна рука исполняла рискованные скачки через другую на противоположный конец клавиатуры. Это с несколько меньшим блеском можно сделать и на нашем современном рояле. Французы, наоборот, играли левой рукой на одной клавиатуре, а правой на другой в одном и том же диапазоне - эффект, которого нельзя добиться на инструменте с одной клавиатурой. Эта фигурация не преследовала целей виртуозности, а была направлена на достижение определенных эффектов звучания, производимых очень тесно переплетающимися голосами. Бах редко использовал итальянскую манеру перекрещивания рук, хотя мы находим исключения в Гольдберг-вариациях, где одни вариации задуманы в итальянском стиле, а другие - во французской манере.


Смотрите также:
 SONICSPHERE 2011
 ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
 НОВШЕСТВА
 Оркестр XVIII века
 Чезари Рута

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример:

Новое в галерее:

Сегодня читали:

Цитаты:

"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).

Подробнее