Французские влияния на клавирную музыку Баха | 06-11-2024 |
Гольдберг-вариации. Фантазия до минор (BWV 906), Симфония си минор и многие другие произведения - это поразительные примеры следования купереновскому способу "перекрещивания рук на двух клавиатурах". Что касается жиги из первой Партиты си-бемоль мажор, то внешне она обнаруживает некоторое родство с итальянской манерой из-за большого расстояния в прыжках в левой руке, но тем не менее у нее французский характер, поскольку перекрещивание рук используется не в качестве некоего фейерверка в середине пьесы, а твердо выдерживается от начала до конца, имея целью лишь интересный эффект звучания. Аналогичные эффекты мы находим в таких купереновских пьесах, как "Багатели" ("Les Bagatelles") и "Тик-так, или Маленькие молоточки" ("Les Tic-Toc-Choc ou les Maillotins"), упомянем только две.
Из произведений французских клавесинистов Баху особенно должны были импонировать вкрадчивая и таинственная чувственность, выдержанная жужжащая монотонность таких пьес, как "Анжелика" ("L'Angelique"), "Сатиры" ("Les Sylvains") или "Развлечения" ("Les Amusements"). В некоторых его прелюдиях и даже в отдельных танцах, особенно в курантах, мы находим тот же самый характер.
Сравните Куранту из Партиты си-бемоль мажор с "Мушкой" ("Le Moucheron") Куперена. Это обнаруживаешь также в граундах Пёрселла, но я не думаю, что Бах знал их. Тема фуги ля-бемоль мажор из II тома "Хорошо темперированного клавира" идентична с темой Аллеманды из Королевского концерта Куперена.
Смотрите также: ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКАЭлизабет Стивенс Чезари Рута Оркестр XVIII века Музыка в голове |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).