Оркестр XVIII века | 06-01-2024 |
Лишая старинный оркестр сверкающих звучностей гобоя, нежности флейт, пасторальной свежести охотничьих рожков, ликования труб, мы разрушаем весь его колорит, его воздушный, лучезарный характер. Ему и так уже был причинен достаточный ущерб, когда упразднили такие чудесные инструменты, как гобой д'амур, охотничий рожок и целое семейство виол, единственная вина которых была в том, что они вышли из моды, или же в том, что в оркестр добавили новые инструменты с сомнительной целью омолодить произведения.
Мы претендуем на то, чтобы навязать старинным композиторам наши необычайные успехи в оркестровке. Но Вагнер, которому этот прогресс обязан более всего, говорил: "Применение современных методов инструментовки было бы вернейшим средством сделать неузнаваемыми темы и характер старинного произведения".
Что касается Баха, то он заставлял небольшие группы инструментов одного семейства отвечать друг другу и иногда соединяться в tutti. Струнный квартет составлял одну группу, гобои и фаготы — другую, медные духовые — третью, трубы и литавры — четвертую и тд. Увеличивая одну группу в ущерб другой, мы делаем произведение хромым, мы полностью лишаем его гармоничности структуры, а также полифонического характера его инструментовки.
Однажды я присутствовала на исполнении "Страстей по Матфею" Баха под управлением выдающегося дирижера, имевшего в своем распоряжении превосходных солистов и хор. В то время как число солистов осталось, естественно, таким же, как во времена Баха, оркестр был удвоен, даже утроен, а хоры увеличены в десять раз. Естественно, огромные хоры подавляли солистов, и полифоническое равновесие оказалось нарушенным.
Смотрите также: Музыка в головеТрадиция в интерпретации старинной музыки Первый танец молодоженов Асадова Сабина ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).