СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО | 11-11-2024 |
У северных народов всегда наблюдалась примечательная склонность к шумным инструментам. Ни одно празднество не обходилось без литавр и труб. Особенно отличалась в этом отношении Англия. Во время пиршеств, которые устраивала королева Елизавета, в зале гремел концерт, дававшийся двенадцатью трубами, двумя литаврами, флейтами и барабанами. Манускрипт, хранящийся в Британском музее, перечисляет среди служащих двора Елизаветы в 1587 году следующих музыкантов :
10 трубачей.
по 2 флейтиста, лютниста.
арфиста, певца.
1 главный лютнист.
1 главный арфист,
1 волынщик,
1 исполнитель на ребеке,
6 тромбонистов.
8 исполнителей на виолах
3 верджиналиста (вёрджинал был любимым инструментом королевы),
3 барабанщика,
1 мастер виол.
1 органный мастер,
1 мастер, делавший регали.
Генрих VIII и Эдуард IV содержали почти столько же музыкантов.
Если в музыке XVIII столетия, особенно во Франции и Италии, мы редко встречаемся с подобными нагромождениями звучностей, то причина этого отнюдь не в том, что музыка находилась в зачаточном состоянии или композиторы были хилы, а в утонченности вкуса, который отвергал все грубое и нарочито шумное. "Избегай преувеличенных звучаний" - вот первый совет, который великие музыканты давали своим ученикам. "Назначение музыки - трогать сердца. - говорил Карл Филипп Эмануэль Бах. - Клавесинист не достигнет этого, если будет думать только о том. чтобы произвести шум".
Барон де Тремонт вспоминает в своих мемуарах, что Гайдн весь идеал музыкального исполнения выражал одним-единственным словом: "Piano!" Когда исполнялись его произведения, особенно квартеты, он не уставал повторять своим музыкантам: "Тише, тише!"
Смотрите также: СИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВООТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ Чезари Рута Асадова Сабина Стиль |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).