Стиль | 25-06-2024 |
Однако в XVII веке сознавали, что у каждой нации свой склад ума, формирующий ее дух - "важный и величественный в Испании, свободный и непринужденный во Франции, сильный и импульсивный в Англии, тонкий и нежный в Италии, основательный и твердый в Германии". Хорошо известно, то соперничество, которое имело место между французским и итальянским стилями в XVIII веке. Писания Кванца, например, доказывают, что музыканты баховского времени вполне различали индивидуальные вкусы каждой нации, и делалось это с тем, чтобы разнообразить и оттенить интерпретацию.
Еще до Баха в трактате Атанасиуса Кирхера "Универсальная музыка" мы встречаем различение национальных характерных особенностей: "Я утверждаю, что музыканты извлекут пользу из подобных упражнений, без которых они вряд ли создадут нечто великолепное. У французов они научатся стилю hyperchromati-cum et exoticis triplis tumidum1. у англичан - симфоническому стилю, в котором процветает чудесное разнообразие инструментов, у немцев - гармоническому стилю, в котором множество голосов и искусное соединение партий" (процитировано А. Пирро в "Эстетике Баха").
В каждую эпоху в каждой стране каждый композитор имел более или менее индивидуальный стиль. Мы склонны всех их считать сыновьями одной матери. Нам трудно выявить и распознать различные стили, поскольку мы ослеплены "вечной красотой", которая есть не что иное, как "красота сегодняшнего дня". В музыке, если сравнить ее с другими искусствами, мы далеко отстали. Признавая, что Мемлинг был более набожным, более серьезным художником, живописцы знают, как воздать должное также Ватто и Фрагонару. Музыканты же только начинают познавать радость исторического подхода.
Смотрите также: Чезари РутаДжованни Бролло Традиция в интерпретации старинной музыки Первый танец молодоженов Оркестр XVIII века |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).