Стиль | 21-09-2024 |
Я была еще совсем ребенком, когда учитель наставлял меня: "Не надо так много чувств, мадемуазель, больше стиля!" Я покорно слушалась его, а позднее самым трудным для меня оказалось отучиться от этого.
Слишком часто слово "стиль" означает суровость и сдержанность. Вследствие этого лучезарная торжественность первой части Итальянского концерта, льющееся через край веселье его Presto, неудержимая экстатичность прелюдии и фуги до-диез минор из
"Хорошо темперированного клавира" и хроматический раздел из Токкаты фа-диез минор, ослепительная яркость - расцвеченная, словно старинное витражное окно, — генделевской Чаконы фа мажор, сдержанный восторг некоторых пьес Пахель-беля, tendrement (нежно), affectueusement (нежно, с любовью), galamment (любезно, учтиво), voluptueusement sans lenteur (сладострастно, без медлительности), fierement et noblement (гордо, с достоинством и благородно) Франсуа Куперена - все это должно исполняться с однообразной строгостью, сдержанностью и непреклонностью, в соответствии с тем самым мнимым однобоким "стилем". Публика любит эти дорожные столбы с указателями: "Прямо! Не сворачивать!"
Не однажды утверждалось, что баховская музыка, даже в самой незначительной теме, огромна, мошна и колоссальна; таким образом, эти качества должны без всякого исключения господствовать в интерпретации его произведений.
Предрассудок касательно грандиозности — один из самых широко распространенных сегодня. Легкое и простенькое произведение исполняется так. что начинает казаться монументальным. Это очень плохо - миниатюра и должна оставаться миниатюрой. Увеличение — дело фотографа; настоящий художник знает, как оценить миниатюру. Какому глупцу придет в голову превращать карлика на полотне Веласкеса в Голиафа?
Смотрите также: Оркестр XVIII векаФранческа Патане ОТ КЛАССИЦИЗМА К РОМАНТИЗМУ Французские влияния на клавирную музыку Баха Асадова Сабина |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).