Стиль | 21-09-2024 |
Могло случиться, что Бах писал галантные пьесы, чтобы согласоваться со вкусами своего времени, но он мог поступать так и дабы продлить жизнь жанра, который столь великолепно был представлен его предшественниками. Никакой издатель, никакой патрон или же внешние влияния не могли заставить Баха обратиться к стилю, который сегодня считается столь ему чуждым. Зачем же тогда какую-нибудь жигу Баха исполнять как молитву? Какая связь между некоторыми ариями из его кантат, полными бесконечной нежности или экстатического чувства, и монументальным и колоссальным стилем? Этот исполинский стиль можно применять к некоторым органным произведениям или частям из кантат, но не ко всему, что написано Бахом. Как могли его произведения, столь разнообразные по характеру и жанру, ограничиваться одним-единственным стилем, пусть даже считающимся самым высоким?
Другая концепция, даже еще более распространенная: баховский стиль - это всегда органный стиль. Но как бы далеко ни шли наши изыскания, мы не найдем ни малейшего намека на то, что органный стиль непременно единственно правильный для Баха. Более того, легко удостовериться, что Бах сочинил в два раза больше сольных произведений для клавесина, чем для органа, и сделал он это по собственному желанию и для собственного удовольствия, без всякого постороннего принуждения или побуждения. Как же можно объяснить, что Бах, имевший в своем распоряжении оба инструмента, стал бы писать для одного из них в стиле, уместном для другого? Как можно поверить, чтобы Бах, приобретший известность скорее своими клавирными интерпретациями, нежели сочинениями, игнорировал индивидуальные возможности и характерные особенности тех инструментов, на которых играл?
Смотрите также: Оттавио ПальмиериПервый танец молодоженов TUSKA-2011: ТРИ ДНЯ БЕТОНА И МЕТАЛЛА Джованни Бролло Французские влияния на клавирную музыку Баха |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).