Стиль | 25-06-2024 |
Проникновенная скорбь Токкаты фа-диез минор, широта и великолепная торжественность Токкаты ре мажор, бурная страстность Токкаты до минор и восторженная нежность Прелюдии, Фуги и Allegro ми-бемоль мажор для лютневого клавесина, так же как и многие другие чудеса глубины,-вот доказательства противоположного. Я лишь протестую против обвинения в однообразии, которое кое-кто хотел бы выдвинуть против Баха.
Даже если лейпцигские критики обвиняли Баха в резкости и считали его занудным педантом, выставляющим напоказ свои докучливые познания, человеком брюзгливым, легко переходящим на "претенциозный и слезливый тон деревенского проповедника", это не дает нам веских оснований поддерживать такие преувеличения и отыскивать во всех без разбора произведениях Баха аскетизм, резкость и суровость. Несомненно, все эти качества присутствуют в некоторых его монументальных произведениях, но они ничуть не исключают и других особенностей — как в светских его пьесах, так и в кантатах. Мы обнаруживаем в них изобилие арий, полных нежности и проникновенности; то же - в пасторалях и хорах, самозабвенно воспевающих счастье жизни и переполненных живостью и весельем, как, например, в "Рождественской оратории". В "Лексиконе музыкального искусства" Гербер говорит, что Бах наряду с глубокой и серьезной музыкой не пренебрегал легкими и приятными мыслями и подчеркивал их в своей игре.
Воспитание, насквозь пропитанное романтическими идеями, делает затруднительным для нас любое исследование в области, находящейся за пределами Бетховена.
Бюлов в предисловии к своему изданию нескольких сонат Скарлатти представлял его как предвестника того юмора, который породил бетховенское скерцо.
Смотрите также: SONICSPHERE 2011Наталия Маргарета Фронталлини Оттавио Пальмиери Асадова Сабина Чезари Рута |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).