Стиль | 21-09-2024 |
Биографы Карла Филиппа Эмануэля Баха, Руста и многих других композиторов никогда не упускают случая вскрыть какое-нибудь смутное родство между этими композиторами и автором Девятой симфонии. Мы вообще обычно так заняты отысканием связей между Бахом и Вагнером или Палестриной и Бетховеном, что уже не видим ничего, что их разделяет. А это как раз те различия, которые формируют их особый характер, их индивидуальную красоту — одним словом, их стиль.
Гильом Костелэ писал:
Ступая, мой труд, за тем, кому ты приглянешься;
Иди и не обращай внимания, если кто-нибудь скажет:
Этот Костелэ не владеет полифонией, как имярек,
Да и гармония у него не та, что у имярек.
Зато у меня есть то, чего нет у тех двоих.
Когда мы узнаем "кое-что еще", чем обладает один и не обладают другие, тогда мы узнаем его особый характер, его стиль.
Мы должны постичь дух, чувства, вкус и атмосферу данной эпохи, чтобы понять произведения любого композитора и представить их в более или менее точном образе. В противном случае, если мы руководствуемся единственно лишь принципом строгости или сдержанности, получаются интерпретации однообразные, в которых все произведения преподносятся с одним и тем же неизменно важным и бесстрастным видом.
"Вы плохо учите читателя, если тот при этом зевает", -сказал большой почитатель Баха, имя которому Фридрих Великий.
В романтической музыке мы ясно отличаем Бетховена от Вагнера. Крупный пианист не станет играть на один манер Шумана, Листа, Шопена или Сезара Франка.
В старинной музыке, той, что охватывает несколько столетий, "эта угрюмая тирания единообразия", как удачно выразился Экоршвиль. принята для всех композиторов всех стран.
Смотрите также: Наталия Маргарета ФронталлиниФранческа Патане Чезари Рута SONICSPHERE 2011 Стиль |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).