Стиль | 15-08-2024 |
Достаточно изучить его клавесинные произведения, чтобы убедиться в обратном.
Должно быть, этот так называемый органный стиль внушен нам безграничным чувством уважения и благоговения перед Бахом. Но как бы ему это не понравилось!
"Подумать только! — воскликнул бы он. - Большую часть жизни я посвятил созданию пьес в галантном стиле, я благоговейно переписывал творения клавесинистов, усвоил изящество и чистоту французского стиля, а также некоторые украшения Куперена. и при этом вы смеете говорить, что мои сарабанды - это "Pater Noster''! что блестящий Итальянский концерт похож на хорал для органа! А Гольд-<>ерг-вариации. а все сюиты и партиты? Неужто я. как какой-нибудь деревенский органист, совершенно не ведал характера обоих инструментов?"
"Досточтимый маэстро, - ответили бы мы, - вы знаете, что некоторые ваши современники, вроде Шайбе, критиковали вас порой за недостаток привлекательности, но сегодня мы слишком серьезны, чтобы терпеливо сносить все эти менуэты, жиги, арии с их ритурнелями и подобные им легкие, нежные и порхающие пьески".
Бах — автор галантных произведений, почти фривольной музыки? Что за опошление!
"Платона и Аристотеля, — говорил Паскаль, — обычно представляют себе исключительно в длинных тогах, всегда важными и серьезными. Но это были почтенные люди, которые, как любой другой человек, смеялись в кругу друзей, а когда создавали свои законы и политические трактаты, то делали это с легкостью, как бы развлекаясь".
Никто из нас не осмелился бы сказать, что Бах сочинял свои великие произведения ради собственного удовольствия.
Смотрите также: Асадова СабинаСИЛА ЗВУЧАНИЯ - НЕ НОВШЕСТВО Элизабет Стивенс ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).