НОВШЕСТВА | 20-08-2024 |
Музыкальная живопись? Но она существовала еще до Палестрины. Лейтмотив? Его можно отыскать - хотя и в более умеренной форме - в клавесинных пьесах XVII столетия. Были лишь расширены и сделаны более солидными те формы, которые прежде выступали так ограниченно и робко. Это вполне справедливо по отношению к XVIII веку, хотя такие понятия, как "величественное", "широкое", "основательное", не значились в числе эстетических категорий, от произведений требовались лишь благородство, изящество, мелодичность. Краткость считалась одним из условий красоты. Надо было быть врагом хорошего вкуса, чтобы требовать от изящного пера объемистых произведений. Кванц в своем "Опыте" не устает защищать краткость в композиции: "Лучше, если слушатели находят пьесу слишком короткой, нежели чересчур длинной. Concerto Grosso никогда не должен длиться более четверти часа: пять минут - первая часть, пять или шесть минут - Adagio и три-четыре минуты — финал". Нескончаемые произведения вызывали ощущение безграничности из-за того, что их продолжительность не ценилась. Это не мешало наслаждаться спектаклями, длившимися более четырех часов, были бы части, из которых они состоят, разумной длины. "Сложим же из наших великих скорбей маленькие песенки", — говорил Гейне, который никогда не был истинным романтиком. Камилл Моклер в работе "Идеи и символика Родена" очень живо объясняет, что, "когда вещь стройна, ее величие заключено в форме, а не в размерах...
Смотрите также: Чезари РутаСтиль Спятил Чан НОВШЕСТВА Джованни Бролло |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).