ВОКАЛЬНАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА | 19-08-2024 |
Марпург. наоборот, протестовал против засилья изнеженных песенок новомодных композиторов и вечно прыгающих мелодий, приличествующих в лучшем случае уличным певцам. Он предсказывал возрождение гармонии и возвращение к фуге и контрапункту - "слову, плохо звучащему на наш современный слух"2.
Кое-кто утверждал: характер музыкальной поэзии заключен в мелодии; это можно обнаружить во всех французских пьесах для виолы или клавесина. Атрибутом же музыкальной прозы является гармония. Сонаты - это музыкальная проза.
Кое-кто подтрунивал над оркестровкой Гретри, где "упряжка шестерки лошадей может проехать между первой скрипкой и контрабасом". Другие сетовали на слишком густую, слишком грузную, слишком надоедливую оркестровку немцев.
Над Италией смеялись, поскольку тамошний вкус требовал жертвовать правдивостью только ради удовольствия слушать вокальные рулады на каком-нибудь слоге и потому что оркестр, по гениальному определению Вагнера, походил на огромную гитару. Вагнера в свою очередь предали анафеме за то, что он убил голос. Современный романс осуждают за то, что он тонет в потоках гармоний и диссонансов, сложности которых достало бы на целую симфонию, и роль певца может свестись к сопровождению несколькими неразборчивыми выкриками его собственного аккомпанемента.
Усовершенствование инструментальной музыки приводит к злоупотреблениям, как и любое стремление к совершенству. Прошлые столетия понятия не имели о нашей оркестровке, но у них были свои достоинства, которые мы утратили, не говоря уж о том, что инструментальный прогресс свершился в ущерб вокальной музыке.
Смотрите также: Оттавио ПальмиериНаталия Маргарета Фронталлини ФРАНЦУЗСКАЯ И ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА - ВЛИЯНИЕ НА НЕМЦЕВ Музыка в голове Традиция в интерпретации старинной музыки |
"У французов нет музыки, и быть ее у них не может, но, даже если они ее заимеют, это будет хуже всего для них" — такое торжественное заявление мы находим в "Письме о французской музыке" Руссо (1753).